
Сегодня открывается ежегодная встреча в швейцарском Давосе, организуемая Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Среди тем дискуссий под общим названием «Новый мировой контекст», символизирующим кризис не экономический, а геополитический, – российская экономика и украинский кризис. Однако первые лица РФ участия в ней не примут…
Руководитель России Владимир Путин после австралийского саммита и закрытия «Южного потока» как-то не балует вниманием объединенную Европу. Диалог с ЕС в основном ведется устами министра иностранных дел С.Лаврова и главы Газпрома А. Миллера. Ну, и министр Обороны С.Шойгу время от времени появляется в сопровождении танковых колонн вблизи западных границ России, чтобы бросить сквозь бинокль свой грозно-задумчивый взгляд в сторону Европы…
А между тем, в Давос съезжаются весьма представительные делегации во главе с мировыми лидерами. Планируется съезд около 2,5 тыс. участников из более чем 140 стран. Ожидается прибытие глав 40 государств и правительств, включая премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, канцлера Германии Ангелы Меркель, премьер-министра Италии Маттео Ренци, госсекретаря США Джона Керри, президента Франции Франсуа Олланда, и прочая, и прочая, и прочая…
Аналитики прогнозируют на Давосском форуме обстановку, наименее благоприятную для России за последние годы: ситуация в экономике тяжелая, а в мероприятии ожидается участие ряда «нерукопожатных» или «условно рукопожатных» для Кремля персон, таких как «президент» Украины Петр Порошенко и экс-олигарх Михаил Ходорковский. И все же удивительно, почему высшее российское руководство проигнорировало Давос? Едва ли Путин опасается присутствия в Давосе Ходорковского, или избегает трудностей общения на форуме…
Для нахождения ответа на вопрос «почему?», нужно начать с понимания, какие цели ставит перед собой российская делегация. Обычно в Давосе Россия преследует две цели. Первая – глобальная, которая заключается в презентации видения Россией развития мировой экономической системы, и своего места в ней. Так, в 2008 году Владимир Путин представил мировому сообществу свою программу восстановления стабильности в мировой экономике.
Вторая задача – продемонстрировать привлекательность России как объекта для инвестиций и для экономического сотрудничества в целом. Поэтому вполне понятно, что выбор главы делегации пал именно на Игоря Шувалова: Шувалов отвечает в правительстве РФ за инвестиционный климат, который значительно пострадал от западных санкций. И теперь перед Шуваловым стоит задача «привести» в Россию как можно больше инвесторов.
Аргументов для привлечения инвесторов у России немало. Начнем с того, что в рейтингах привлекательности условий для бизнеса и инвестиций, например, китайских (читай - политически не заангажированных рейтинговых агентств) Россия стоит выше США, и пусть не очень быстро, но ее рейтинг продолжает расти. Дальше: несмотря на санкции, Россия постоянно работает над снижением административных барьеров, облегчению трансакций. Да и российские активы – будем откровенны! - сейчас явно недооценены и по причине кризиса, из-за санкций и нестабильности рубля.
Поэтому вполне определенно можно сделать вывод, что инвесторы ждут всего лишь гарантий, а не возможностей. Возможности есть: российский финансовый рынок сегодня явно недокапитализирован, и, по логике инвесторов, сформулированной Уорреном Баффетом, «покупать, когда все продают, и продавать, когда все покупают», – сейчас самый удачный момент, чтобы дешево зайти на российский рынок. А когда ситуация начнет меняться (меняться она будет несомненно!), когда закончится украинский кризис, исчезнут санкции и подорожает нефть), тогда сделанные в ближайшее время инвестиции в Россию окажутся фантастически выгодными.
Само собой разумеется, что все эти аргументы достаточно убедительно прозвучали бы из уст третьего человека в государстве, несущего персональную ответственность за сказанное… Прозвучали бы, если бы не одно «но»…
«Через 25 лет после падения Берлинской стены геополитические риски вновь на повестке дня, – говорится в докладе, подготовленном организаторами Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе. В частности, в докладе утверждается, что региональные конфликты – главная угроза мировой стабильности в 2015 году. «Спор вокруг Крыма в марте 2014 года служит мощным напоминанием о последствиях межгосударственных конфликтов, которые долгое время казались забытыми».
Вот так: получается, что все мировые проблемы возникли из-за Крыма! Совершенно очевидно, что Игорю Шувалову не избежать геополитических дискуссий. Российско-Европейские и российско-американские трения «привели к нарушению поставок газа европейским странам, а санкции, взаимно введенные ЕС и РФ, ограничили доступ к разного рода товарам и заставили некоторые компании пересмотреть структуру каналов своих поставок», полагают авторы выше названного документа. И в довершение всего, Россия – внимание! - названа второй угрозой для финансовых рынков после Ближного Востока и Северной Африки, проблемы которых также должны обсуждаться в секции политической нестабильности.
То есть, выходит, что Давос в этом году – как никогда политический, вернее геополитический, и, вероятно, станет самой сложной для России сессией форума. Кое-кто вообще уверен, что Давос-2015 может быть для России и последним, поскольку затянувшийся на двадцать с лишним лет вялотекущий роман между Россией и Западом практически закончен. Вот и мнится, что в Давосе будут обсуждать все что угодно, кроме экономики. Именно поэтому туда не поехали ни Президент Путин, ни премьер Медведев. Потому что самый глухой тот, кто не хочет слышать. На саммите в Австралии Россию услышать не захотели. Коли захотят, так и из Москвы услышат. А коли нет – так незачем государево время тратить на пустопорожнее. Много чести!